Клиенты, планирующие строить площадку или дорогу под автомобили часто спрашивают у нас, какие плиты крепче, дорожные или аэродромные. Давайте попробуем с цифрами разобраться в этом вопросе.
В настоящий момент наиболее распространены 3 типа плит для дорожных покрытий:
-
дорожные 2П30-18-30 размером 3х1,75 метра по ГОСТ 21924.2-84
-
дорожные ПДН-14 размером 6х2 метра по ГОСТ Р 56600-2015
-
аэродромные ПАГ-14 размером 6х2 метра по ГОСТ 25912-2015
Также существуют ряд нормативных актов, которые относятся к производству дорожных плит, например, ГОСТ 33148-2014, но не содержат в себе рабочие чертежи, а соответственно и схем испытаний с допустимыми нагрузками. Ну и в принципе каждый производитель может разработать и зарегистрировать в качестве ТУ свои чертежи дорожных плит, например, ТУ 5846-001-91503770-2015 от компании BearGroup.
Итак, какие же нагрузки способны нести каждый из этих типов плит? Вообще прямое указание на класс нагрузки, применительно к дорожному полотну прямо задан только в ГОСТе 21924.2-84, где указано, что они рассчитаны на нагрузки Н-30 или Н-10 (указано в маркировке плиты – последняя цифра). Так наиболее распространенная 2П30-18-30 рассчитана на временное использование на дороге класса Н-30. Более подробно я писал об этом в статье >>>.
В ГОСТах 56600-2015 и 25912-2015 нет прямого указания на класс дороги, где их можно использовать. Для определения же прочностных характеристик нам придется смотреть на нагрузки при натурных испытаниях на прочность и трещиностойкость. Т.к. методики проведения данных испытаний практически не отличаются, приведенные нагрузки могут служить объективным показателем для сравнения несущих возможностей рассматриваемых плит.
Для плит по ГОСТ 21924.2-84 мы имеем следующую таблицу 4.
Для плиты 2П30-18-30 контрольные нагрузки составляют:
-
при испытании на прочность – 7 тс
-
при испытании на трещиностойкость – 3,8 тс
Для плит ПДН по ГОСТ Р 56600-2015 мы имеем следующую таблицу:
Для ПДН-14 контрольная нагрузка на трещиностойкость для нижней части плиты составляет 3,6 тс, что сравнимо с показателями плиты 2П30-18-30. Значения контрольных нагрузок при испытании на прочность, к сожалению, в ГОСТе не приведены - об этом ниже.
Для аэродромных плит по ГОСТ 25912-2015 таблица контрольных нагрузок:
Для плиты ПАГ-14 контрольная нагрузка при испытании на трещиностойкость составляет все те же 3,6 тс, правда при отпускной прочности бетона. При добирании прочности бетона до 100% несущая способность немного подрастет, но незначительно. Полагаю, итоговые цифры будут все также сравнимы с другими видами дорожных плит.
Как мы видим, все типы плит, несмотря на различные схемы армирования, сферы применения, рассчитаны на фактически одни и те же показатели несущей способности. Выбирать аэродромные плиты, думая, что они более крепкие, не стоит. На мой взгляд, ориентироваться нужно, в первую очередь, на более удобный для Вас размер плиты и итоговую цену строительства с учетом затрат на монтажные работы.
Все вышесказанное относится только к плитам, выполненным строго по ГОСТ, а это в настоящий момент, далеко не гарантировано независимо от того, что указано в маркировке. Понятие «по ТУ» размыто – кто из производителей насколько уменьшил армирование, и какую получил фактическую несущую способность, сказать невозможно без проведения испытаний.
Есть тонкий момент, касающийся преднапряженных плит, а это прежде всего большеразмерные ПДН-14 и ПАГ-14. Дело в том, что по теории преднапряжение дает не столько прирост прочности до разрушения, сколько прирост трещиностойкости. Т.е. запас дополнительного воздействия между появлением трещины и разрушением плиты у преднапряженных намного меньше. Отсюда и более жесткие требования к допустимой ширине раскрытия трещин у преднапряженных плит - не более 0,1 мм по сравнению с 0,3 мм у плит с обычным армированием. Поэтому простой перевод размаха прочности для плит 2П30-18-30 на размах прочности для преднапряженных 6х2 метровых дорожных плит в общем случае некорректен.
Ну и наконец, если контрольная нагрузка при испытаниях составляет 3,8 тс, значит ли это, что максимальный вес машины не должен превышать это значение при пересчете на ось/колесо? Совсем нет. Дело в том, что при натурных испытаниях плита опирается по двум сторонам - фактически висит в воздухе. А в условиях реальной эксплуатации дорожные плиты лежат на уплотненной выровненной песочной подушке, которая также сопротивляется давлению. Вот почему так критически важно готовить хорошее основание под дорогу - без этого ни одна плита не выдержит проезд большегрузной техники.