ООО "ЖБИ-Инвест"

Поставки строительных материалов
для общегражданского и промышленного строительства!

Консультация эксперта о товаре
0

Испытания бетона на морозостойкость

Основным нормативным актом, регулирующим процесс испытания бетона на морозостойкость, является ГоСТ 10060-2012. До 2012-го года действовали несколько ГоСТов, регламентирующих различные способы проведения испытаний, сейчас же все они объединены в один документ.

Испытательная лаборатория

Испытания можно проводить как в момент производства ЖБИ (в лаборатории завода-изготовителя), так и после поставки на строительную площадку в рамках проверки уже готовой конструкции. Рассмотрим кратко, как проводятся подобные исследования.

Испытания на морозостойкость бетона на заводе-изготовителе.

Смысл заключается в прохождении образцов бетона (кубиков) через необходимое количество циклов замораживания-оттаивания (поэтому называется «многоцикловым») без существенного падения прочности при раздавливании в прессе. Существует несколько вариантов испытаний, отличающихся как температурой охлаждения, так и средой насыщения.

Морозильная камера

Еще и надо помнить, что для дорожных бетонов, подвергающихся воздействию химических реагентов (дороги, аэродромы, мосты и т.д.), выделяют марку морозостойкости F2, которая подразумевает гораздо большее сопротивление морозному разрушению, а соответственно и прохождение большего количества циклов.

Подробно расписывать процесс нет смысла – материал получится слишком обширный. Для тех, кого интересуют нюансы, смотрите ГоСТ – там расписано пошагово.

Следует понимать, что данные исследования занимают значительное время – по базовому методу результат можно получить, например, не ранее чем через месяц, когда строительно-монтажные работы уже закончены. Кроме того, сама морозильная камера стоит значительных денег, поэтому испытания проводятся далеко не на всех производствах, а уж и про бетоносмесительные узлы и говорить нечего.

Испытания на морозостойкость на строительной площадке.

А если мы не доверяем протоколам завода и хотим перепроверить их показания? Есть несколько способов проведения подобных испытаний уже готовых ЖБИ. К сожалению, в отличие от проверки на водонепроницаемость, все они связаны с выбуриванием кернов – измерить на самом изделии без разрушения не получится.

Первый способ, регламентированный Приложением А к ГоСТу 10060-2012, заключается в прохождении количества циклов, аналогично испытаниям на заводе, но оценкой целостности не раздавливанием кубиков в прессе, а проверкой кернов ультразвуком. Проводится необходимое количество циклов замораживания-оттаивания и проверяется скорость прохождения ультразвука через керн. Если скорость упала более чем на 15% от исходного, либо образец разрушился, он считается не прошедшим испытание. Есть мнение, что данный способ выгоден производителю бетона, поскольку завышает реальные цифры морозостойкости. Подтвердить или опровергнуть не могу – сами подобные испытания не проводили.

Проверка прочности бетона ультразвуком

Приложением А также предусмотрена оценка морозостойкости путем измерения значения динамического модуля упругости или значения деформации, но данные методы довольно сложны в проведении и требуют специфического оборудования, в то время как прибор для измерения скорости прохождения ультразвука есть в любой приличной лаборатории.

Дилатометрический метод определения морозостойкости

Существует еще дилатометрический метод измерения морозостойкости, который потенциально был бы довольно быстрым, удобным и относительно недорогим, но тут есть определенные сложности. ГоСТом 10060-2012 дилатометрический отнесен к «различным» методам и согласно Приложения Б нуждается в определении коэффициента перехода от дилатометрического к «многоцикловым» методам. Т.е. предварительно необходимо провести ряд параллельных испытаний на разных составах, вычислить коэффициент перехода, да к тому же коэффициент вариации получившихся результатов не должен превышать 9%. Все это занимает много времени, сил, средств, да и результат не факт, что получится статистически достоверным.