ООО "ЖБИ-Инвест"

Поставки строительных материалов
для общегражданского и промышленного строительства!

Консультация эксперта о товаре
0

Общие сведения о лотках для прокладке каналов

<бетонный лоток Каждый строитель в своей работе может столкнуться с необходимостью прокладки канала под автодорогой. Хорошо, если у Вас есть проект, где расписано какие изделия и  какой марки прочности использовать. Однако, нередки случаи, когда проекта по каким-либо причинам нет, а подбирать материал надо. Мы постараемся помочь Вам в этом.

Для прокладки канала, например для теплотрассы, используются железобетонные лотки и соответствующие плиты. Технологические особенности производства ЖБИ позволяют делать их с разными показателями по несущей способности в зависимости от условий эксплуатации. Там где особая нагрузка не планируется, изделия делают «послабже», для прокладки же под автодорогами, армирование существенно увеличивается, марка бетона растет.

Наиболее часто встречающиеся лотки и крышки лотков изготавливаются по серии 3.006.1-2/82. Обычно, исходя из условий эксплуатации, выбираются вертикальные расчетные нагрузки для всего канала, а потом уже подбираются конечные марки лотков и плит. В маркировке, как лотка, так и плиты последняя цифра сообщает о несущей способности изделия. Так, например, Л-15-8/2 и крышка П-18-8 имеют одинаковую прочность 8 тс/м2.

Нагрузка на лотки, типы нагрузки

В общем случае нагрузка бывает кратковременная и постоянная. При проектировании железобетонных изделий это играет важную роль. Для сопротивления каждому типу давления служит своя деталь – сетка или каркас из стальной арматуры. Так лоток испытывает постоянное давление от лежащей на нем плиты и слоя грунта, насыпанного сверху. Поэтому различают, например, нагрузку для закапывания на определенную глубину и  таковую без закапывания. Для плит перекрытия лотков принцип тот же. Под кратковременной нагрузкой обычно понимают вес от пешеходов, а также от проезжающего по каналу автотранспорта.

Подбор лотка и плиты по серии 3.006.1-2/82

Обратимся к материалам серии. На странице 15 дана таблица с рекомендуемой прочностью на каналы теплотрасс в зависимости от вида использования. Приведем ее небольшой фрагмент с нужными нам показателями.

Область приме­нения Заглуб­ление верха, м. Ширина канала, м. Верти­кальные расчет­ные нагрузки, тс/м2
3 5 8 11 15
Под авто­доро­гами (Н-30, НК-80) 0,5-2,2 0,3-3     Х    
2,2-4       Х  
4-6         Х
Вне дорог (Н-10) 0,5-1,5 0,3-0,9     Х    
1,2-3   Х      
1,5-3 0,3-3     Х    
3-4,5          
4,5-6         Х

Из этих данных видно, что при углублении канала и при увеличении кратковременной нагрузки следует выбирать усиленные лотки от 8 до 15 тс/м2.

Теперь разберемся, как, зная требуемую вертикальную расчетную нагрузку на канал, выбрать соответствующие ей лотки и плиты. Обратимся к таблице подбора марки лотков и покрытий, приведенной на страницах 42-47 серии. Она довольно объемная, но видно общее правило: допустимая нагрузка на отдельные детали должна быть выше или равна нагрузке соответствующего канала. Так, например, для канала КЛ 120х60-8 рекомендуют использовать лоток Л-11-8 и плиту перекрытия П-11-8 или более крепкие.

Так же следует помнить, что приведенные сведения относятся только к каналам при отсутствии грунтовых вод. При наличии же воды рекомендуют проводить целый комплекс мероприятий - от гидроизоляции до организации системы отвода воды, а также брать марку прочности канала не ниже 15 тс/м2.

Подбор лотка по серии 3.006.1-8

Для канальных лотков марки ЛК, изготавливаемых по серии 3.006.1-8, подход немного другой. Нагрузка на канал и плиту перекрытия определяется также, а вот подбор лотков  осуществляется на основании таблицы, приведенной на страницах 14-19 выпуска 0-1. Дело в том, что последняя цифра в маркировке лотка не указывает на числовое значение расчетной прочности, а является лишь индексом несущей способности. Посмотреть значение индекса как раз и можно в этой таблице.

Наимено­вание лотка Расчетная нагрузка в зависи­мости от индекса несущей способ­ности
2 3 4 5
ЛК-300.90.45 6,5 14,0 15,0 -
ЛК-300.90.60 10,0 15,0 - -
ЛК-300.90.90 6,0 10,3 12,0 15,0
ЛК-300.120.60 6,0 11,0 15,0 -
ЛК-300.120.90 6,0 9,0 15,0 -
ЛК-300.120.120 6,0 7,5 15,0 -
ЛК-300.150.60 11,0 14,0 15,0 -
ЛК-300.150.90 12,0 15,0 - -
ЛК-300.180.60 10,0 14,0 15,0 -
ЛК-300.180.90 9,5 13,0 15,0 -
ЛК-300.180.120 10,0 15,0 - -
ЛК-300.210.90 8,5 10,5 12,0 15,0
ЛК-300.210.120 8,3 12,0 15,0 -
ЛК-300.240.120 10,3 13,5 15,0 -

Использование канальных плит ВП

Отдельно следует сказать о таких изделиях как канальные плиты марки ВП. Они специально созданы для покрытия лотков и перекрытия пролетов мостов под автодорогами и выдерживают типовые нагрузки от автотранспорта Н-30 (НК-80). Если у Вас есть возможность применять эти плиты в качестве перекрытия канала под автодорогами – лучше использовать именно их.

Некоторые "специалисты" под автодороги кладут обычные дорожные плиты. Мы не рекомендуем этого делать, поскольку армирование дорожных плит предполагает опирание всей поверхности плиты на песчаную подушку, т.е. работа на сжатие. А канальные плиты спроектированы под нагрузку на растяжение, т.е. опирание на ребра лотков по двум сторонам панели.

Почитать больше об укладке теплотрасс, о всех размерах лотков, в том числе и внутренних, можно в нашем обзоре лотков теплотрасс.